Размер шрифта:AAЦвет:ЦЦЦОбычная версия сайта
Главная \ Образовательные стандарты

ФГОС ДО

Уважаемые родители!

     Наша жизнь стремительно меняется, и, вполне возможно, нашим детям придется работать по специальностям, которых пока просто нет. Существующая система дошкольного образования не сможет подготовить  ребенка к тому, о чем еще сама не догадывается, потому что привыкла ориентироваться на выработку у детей определенных знаний, умений и навыков. А будущее требует от наших детей «инициативности и самостоятельности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и другим, развитого воображения, способности к волевым усилиям и любознательности».

     С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус "дошкольников" предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования - впервые в истории Российского образования. Разработчики называют его "стандарт поддержки разнообразия детства". Что стоит за этими словами? И как изменится жизнь детей, родителей и воспитателей.

      Что же такое Стандарт?
Стандарт - это сумма требований:
- к содержанию образовательной программы детского сада,
- к условиям реализации образовательной программы,
- к результатам освоения образовательной программы, которые определяют, какие личностные характеристики могут быть развиты у ребенка к моменту завершения дошкольного образования.
По Стандарту - не ребенок подгоняется под одну и ту же программу, а программа подстраивается под него. Он выбирает. Иными словами, Стандарт - не список навязанных знаний, умений и навыков, а договор между обществом, государством и семьей об условиях развития разных возможностей ребенка.
      Что изменится?
На основе требований Стандарта мы с вами будем самостоятельно разрабатывать и утверждать свою программу, так как 40% программы формируется участниками образовательных отношений, учитывая при этом примерные программы из федерального реестра, который будет в открытом доступе. Никаких экзаменов, аттестаций, мониторингов у нас не будет, а главный упор в нашей работе будет сделан на развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями, призванное сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Кроме того, Стандарт требует: окружающая ребенка среда должна быть «предметно-развивающей». То есть она должна будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно — и азы знаний. Таким образом, Государство возьмет на себя львиную долю заботы об оснащении детского сада не только мебелью и игрушками, но и оборудованием для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудованием для проведения исследовательской деятельности!!!
Также Стандарт разрешает формирование индивидуальных образовательных маршрутов для детей с участием родителей и педагогов.
      Предусматривает ли Стандарт оплату за образование ребенка в детском саду?
Нет. Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Оплата родителями осуществляется только за присмотр и уход.
     Не повлечет ли внедрение Стандарта дополнительные нагрузки на ребенка и тем самым ухудшения его здоровья?
Сохранение здоровья наших детей является одним из требований нового стандарта. Кроме этого, детский сад обязан выполнять СанПиН и другие нормы, обеспечивающие здоровье и безопасность дошкольников. Исполнение норм регулярно проверяется контрольно-надзорными органами.
      Готовы ли педагоги работать по Стандарту?
Профессия «Воспитатель» предполагает непрерывное совершенствование во владении педагогическими технологиями. По закону об Образовании РФ и в соответствии с нормами трудового законодательства педагог каждые три года проходит повышение квалификации.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования

(перейдя по ссылке вы сможете ознакомиться с полным текстом ФГОС ДО)

 

Изменения в законодательстве об образовании коснулись целого ряда направлений деятельности ДОО, а также её документального обеспечения. С начала 2014 года образование детей в дошкольных учреждениях должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам. Такое соответствие должно отражаться и в образовательной программе ДОО.

Содержание образовательной программы:

1. Образовательная программа не может быть полностью заранее спланирована. Она должна состоять из обязательной части, которая изначально прописывается, и части, которая формируется в процессе обучения. Вторая часть образовательной программы должна формироваться с учетом индивидуальных особенностей детей, их потребностей на каждый конкретный момент времени.

2. Когда обязательная часть образовательной программы подготовлена на основе примерной образовательной программы, включенной в реестр, то она может быть оформлена в виде ссылки на данную программу. А часть, которая формируется самими участниками образовательных отношений, можно оформить в виде ссылки на методическую литературу, представляющую парциальные программы, методические разработки, которые используются в образовательном процессе данной группой.

3. Образовательная программа должна включать в себя задачи по развитию детей во всех направлениях:

  • социальная коммуникация;
  • познание;
  • развитие речи;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

При этом конкретное содержание данных направлений развития детей будет зависеть от их возраста и индивидуальных особенностей.

4. При составлении образовательной программы необходимо учесть соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений: 60% к 40%, соответственно. Стоит учесть, что это правило носит лишь рекомендательный характер, так как дошкольное образование у нас необязательно.

5. Обязательная часть программы направлена на отражение комплексного подхода к развитию и обучению детей во всех направлениях, которые были указаны выше. Часть программы, которая формируется в процессе обучения, должна быть представлена парциальными образовательными программами, методиками, формами образовательной программы, которые выбираются или разрабатываются самостоятельно участниками образовательных отношений.

6. Образовательная программа должна включать и раздел с краткой презентацией, которая разрабатывается для родителей обучающихся. В ней необходимо указать:

  • категории детей, на которых рассчитана данная программа;
  • примерные программы, которые использовались при подготовке;
  • возможности взаимного общения педагогов и семьи воспитанников.

Требования Минобрнауки

Закон об образовании и Минобрнауки в своих письмах предъявляют ряд требований к образовательной программе:

  1. Соответствие ФГОС. Согласно закону об образовании, структура (обязательная часть и составляющая, которая формируется участниками образовательных отношений) и объем образовательной программы должны соответствовать требованиям ФГОС, которые установлены Приказом Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013.
  2. В ДОО могут быть утверждены несколько образовательных программ для работы в группах различной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной) или в зависимости от возраста детей.
  3. При разработке образовательной программы необходимо определить количество времени, которые дети будут проводить в ДОО. Образовательные программы с учетом этих данных могут быть различными для групп, где отличается время пребывание детей (кратковременные, полный и продленный день, круглосуточное пребывание). Обратите внимание, что для групп, где дети проводят полные сутки, программа может реализовываться не более 14 часов в день.

Сроки разработки и утверждения

ДОО самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу. При этом должны быть учтены ФГОС и примерные образовательные программы дошкольного образования. Последние, в свою очередь, должны пройти экспертизу и быть включены в реестр примерных образовательных программ. На сегодняшний день ещё нет ни одной включенной в реестр примерной образовательной программы. Хотя их проектов подготовлено уже достаточно много. Ознакомиться с ними можно здесь.

Обратите внимание! Рособрнадзор указал в своем письме, что ДОО имеют право закончить подготовку данного документа до 01.01.2016, то есть до окончания переходного периода. Вполне целесообразно дождаться, когда будет сформирован реестр примерных образовательных программ, прошедших экспертизу.

Парциальная программа – это программа, реализуемая в рамках основной образовательной деятельности, которая направлена на реализацию одного или нескольких направлений в развитии ребенка.