Заседание «Семейной академии» «Роль отца в семейном воспитании».
Заседание «Семейной академии»
Тема: «Роль отца в семейном воспитании».
«Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно.»
Буш В.
Цель:
- повысить ответственность отцов за воспитание детей,
- привлечь их к организации воспитательной работы в группе.
Участники заседания: воспитатели группы, родители.
Форма проведения мероприятия: вечер – встреча, дискуссия.
Ход заседания.
Вступительное слово.
Дискуссия.
Выступление воспитателя на тему «Роль отца в воспитании детей».
Демонстрация видео интервью мам.
Тесты №2, №3.
Игра «Родительские заботы».
Презентация семьи «Самый заботливый и любящий папа».
Анализ анкет №1.
Решения заседания «Семейной академии».
Вед. Уважаемые родители, мы рады вас видеть на заседании «Семейной академии». Это значит, что тема вам интересна и это нас, несомненно, радует. И в начале нашей встречи я предлагаю дискуссию в ходе которой, нам с вами предстоит ответить на вопросы:
В чём вы видите роль отца в современной семье?
Так ли важна роль отца в воспитании девочек? В чём, как вы считаете, она заключается?
В чём, по вашему мнению, заключается роль отца в воспитании мальчиков?
Далее выступление воспитателя.
Роль отца в воспитании детей.
Любящая мама - залог душевного здоровья ребенка. Но не менее важна роль отца в полноценном воспитании детей, как девочек, так и мальчиков. В жизни девочки - отец - первый мужчина, с которым она встречается в жизни. От отношений родителей в семье во многом зависит ее дальнейшая личная жизнь, ее женская самооценка. Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Подчеркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить свое равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви. Девочки, с первых дней окруженные папиной любовью, вырастают более уверенными в собственной полноценности, чувствуют себя более защищенными. Отец может похвалить красивое платье дочери или ее прическу, новую куклу, что-нибудь, что она сделала своими руками. В свою очередь, девочка учится ценить те качества, которые делают отца настоящим мужчиной, готовясь выйти в большой мир, наполовину состоящий из мужчин. Тип юношей, с которыми она будет дружить, став взрослой, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.
В свою очередь - мальчикам очень необходимы дружба и одобрение отца, они нуждаются в обществе отца, его любви. Мальчик начнет чувствовать себя мужчиной и вести себя как мужчина благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин, которые рядом, которые пользуются его расположением. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, то мальчик будет испытывать напряжение в его обществе. Такой ребенок, скорее всего, потянется к матери и воспримет ее интересы. Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, заставлять заниматься неинтересными делами. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давать ему почувствовать свою гордость и радость за его успехи.
Вед. А сейчас, уважаемые папы, разрешите продемонстрировать вам интервью с вашими вторыми половинками. Какого же отца они видят в вас.
Демонстрируется видеозапись.
Вопросы для интервью о папе с мамой
- Какой отец в семье?
- Как воспринимается отцовская роль в семье (с благодарностью, поддержкой, критикой)?
- Кто будит сына или дочь по утрам, собирает в садик?
- На ваш взгляд, достаточно ли папа уделяет ребенку внимания?
- Как часто занимается с ним интересным делом? Каким?
- Учит ли ребенка полезным делам? Каким?
- Показывает ли пример вредных привычек (курит ли при ребенке в комнате, сквернословит, встречается в шумной компании с друзьями)?
- Помогает ли дома по хозяйству?
Вед. Вероятно, пришло время проверить совпадают ли эти представления с вашими. Для этого я попрошу вас предельно честно ответить на вопросы тестов.
Тест №1 «Каковы мы, мужчины?»
Результаты. За ответ «да» поставьте 3 очка, «иногда» - 2 очка, «нет» - 1.
1. Готовите ли Вы завтрак?
2. Случается ли, что Вы готовите пищу в выходной день?
3. Помогаете ли Вы своей жене закупать продукты в выходные дни?
4. Входит ли в Вашу обязанность обеспечивать семью картошкой из магазина?
5. Когда в доме проводится генеральная уборка, делаете ли Вы ее вместе со своей женой?
6. Смогли ли Вы оснастить кухню приборами, облегчающими домашний труд?
7. Когда Ваша жена занята, ходите ли вы на родительские встречи в детский сад?
8. Если у Вас в доме перегорают пробки, Вы сами их заменяете?
9. Раздражаетесь ли Вы, когда жена отправляется в парикмахерскую, а Вы должны готовить еду.
10. Сердитесь ли Вы, когда жена поздно возвращается с работы?
Тест №2 «Каковы мы, мужчины?»
Цель: предоставить возможность отцам и матерям поразмышлять о роли современного мужчины в семье, особенностях его участия в решении бытовых вопросов жизни семьи.
Результаты. За ответ «да» поставьте 3 очка, «иногда» - 2 очка, «нет» - 1.
26—30 очков. Усилия мужчины, по-видимому, вдохновляет благодарный и любящий взгляд жены.
16-25 очков. Будет не лишним обсудить этот вопрос на семейном совете и проговорить свои ожидания друг от друга.
10-15 очков. Кто-то из супругов слишком полагается на свое терпение, стоит прислушаться к своим ощущениям и искренне поделиться ими с брачным партнером — вдруг услышит!
Тест №3 «Хороший ли Вы отец?»
Ответы: Обведите если - Да (первая цифра) Иногда (вторая) Нет (третья)
1. Отвечаете ли Вы на вопрос ребёнка словами вроде: «Я тебе это объясню, когда ты подрастешь». 0 2 5
2. Считаете ли Вы, что ребёнку на карманные расходы следует давать не определённую заранее сумму, а столько, сколько он просит? 0 2 5
3. Стараетесь ли Вы объяснить ребёнку, почему Вы запрещаете ему что-либо? 4 2 0
4. Позволяете ли Вы маленькому ребёнку помогать по дому, даже, если эта помощь даёт немного или вообще ничего не даёт? 4 3 0
5. Считаете ли Вы, что невинная ложь ребёнка допустима? 0 2 4
6. Используете ли время общения с Вашим ребёнком для развития его наблюдательности? 5 1 0
7. Используете ли Вы саркастические замечания в отношении собственного ребёнка? 0 0 5
8. Считаете ли Вы, что хорошая трёпка ещё пока никому не вредила? 0 2 5
9. Считаете ли Вы, что раннее посвящение ребёнка во взрослую жизнь вредно? 0 3 4
10. Читаете ли Вы книги о воспитании? 4 2 0
11. Считаете ли Вы, что у детей могут быть свои секреты? 3 2 0
12. Браните ли Вы ребёнка, если он оставляет еду на тарелке? 0 1 4
13. Радуетесь ли Вы успехам своего ребёнка? 3 2 0
14. Предоставляете ли Вы ребёнку самостоятельность в новом для него деле? 5 1 0
15. Доставляет ли Вам удовольствие проведение времени с ребёнком? 5 1 0
16. Осуждаете ли Вы суровость и строгость в воспитании детей? 5 0 0
17. Можете ли сохранить спокойствие, когда Вас злит ребёнок? 5 1 0
18. Можете ли приказать так решительно, что оно будет немедленно выполнено? 5 0 0
19. Легко ли Вы устанавливаете дружеские отношения с друзьями Вашего ребёнка? 4 2 0
20.Считаете ли Вы достаточной причиной для осуждения чего-либо у Вашего сына (дочери) то обстоятельство, что, когда сами были в его возрасте, вы этого не делали и этим не интересовались. 0 2 5
21. Решаете ли Вы за своего ребёнка жизненно важные вопросы со словами: «Я знаю лучше, что ему нужно». 0 2 5
22. Считаете ли Вы, что Ваши сын или дочь не могут иметь от вас секретов и не вправе чувствовать себя обиженными, если Вы, например, вскроете письмо, которое они получили? 0 2 5.
23. Могут ли сын или дочь в споре переубедить Вас? Случается ли, что Вы смягчаете своё первоначальное решение, поняв, что оно слишком сурово или несправедливо? 5 3 0
24. Извиняетесь ли Вы перед ребёнком, если Вы его несправедливо наказали или лишили удовольствия? 5 3 0
25. Забываете ли Вы о своих обещаниях ребёнку, особенно таких, которые для него являются наградой за что-нибудь трудное. 0 2 5
26. Можете ли Вы оторваться от работы или интересной передачи, если Вас ребёнок просит у Вас совета или помощи в чём-либо для него действительно важном? 5 2 0
Результаты теста: необходимо сложить все баллы
Если сумма более 130 баллов, Вы замечательный отец и у Вас благоприятные отношения с Вашим ребёнком.
100 – 129 баллов Вы в достаточной мере осознаёте важность своих обязанностей.
80 – 99 баллов - Вы неплохой отец, но часто склонны допускать ошибки, ослабляя собственное влияние на процесс воспитания детей.
60 – 79 баллов – к сожалению, во многих вопросах Вы недостаточно компетентный отец и Вашим детям некомфортно с вами.
59 баллов и менее – Вы непоследовательны в своих делах и поступках, часто делаете «иногда», то, что должны делать постоянно. Дети не знают, когда и в чём они могут на Вас рассчитывать.
Ниже 30 баллов – Вы, вообще, не чувствуете себя отцом.
Баллы подсчитаны, выводы сделана. Я предлагаю поиграть.
Игра «Родительские заботы».
Для участия в игре приглашаются несколько родителей. Одна команда формируется из пап мальчиков, другая - из пап девочек.
Предлагаются следующие задания:
- назвать время, число, месяц и год рождения своих детей;
- заплести косички (для пап мальчиков)
- сложить из бумаги самолет (для пап девочек)
- завязать бантики (для пап мальчиков)
- одеть девочку на праздник (для пап мальчиков)
- нарисовать мальчика (для пап девочек)
- покрутить обруч (для пап девочек).
Презентация семьи «Самый заботливый и любящий папа».
Воспитатель предлагает нескольким папам поделиться опытом воспитания дочери или сына, рассказать, из кого состоит семья, историю происхождения семейной фамилии, о семейных традициях, интересных увлечениях, любимых играх, совместных занятиях и о семейной мечте.
Анализ анкет №1.
Решение заседания клуба «Семейная академия»:
Привлекать пап к совместным мероприятиям в ДОУ.
Провести спортивное развлечение с участием пап.
Советы психолога Сергея Степанова.
1. Семейное воспитание – это разумное совмещение отцовской и материнской позиции. Мужчина, считающий воспитание сугубо женским делом, является отцом лишь формально и не должен удивляться, что ребенок растет не таким, каким хочется ему. Если желаете получить результат, позаботьтесь о его достижении!
2. Справедливое распределение семейных обязанностей, в том числе и воспитательных, – личное дело супругов. Главное – не соответствие какой-то книжной модели, а семейная гармония, которая в принципе невозможна, если чей-то вклад равен нулю.
3. Трудно сформировать у ребенка качества, которыми сами родители не обладают. Ожидать мужественности от сына инфантильного отца не более реалистично, чем ждать от мышонка тигриной доблести. Пусть отец подумает о том, чтобы быть сыну достойным примером.
4. Вполне естественно, что мать и отец любят ребенка по-разному, и это различие – не повод для взаимных упреков. Беда, если любовь не проявляется вообще никак: ее просто необходимо демонстрировать на деле.
5. И, наконец, самое главное. Приготовьтесь к тому, что ребенок будет мало похож на вас. Ему предстоит прожить свою жизнь, учиться на своих ошибках и решать собственные проблемы. Пусть ваш наследник состоится как цельная личность, а не как приблизительная (пусть даже улучшенная) копия папы.
Анкета для отцов №1
Уважаемые папы!
В целях сотрудничества с дошкольным учреждением по воспитанию и развитию ваших детей ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы
1. Выберите, пожалуйста, те образы, которые близки Вам более других (подчеркните):
мудрый отец;
глава семьи;
отец - кормилец;
настоящий отец;
занятый отец;
успешный отец;
лидер в семье;
доступный ребенку отец;
пока несостоявшийся отец;
терпеливый;
строгий;
импульсивный и невыдержанный;
чуткий и заботливый;
суровый отец;
всегда находится на работе;
отдаленный отец;
дополните, если хотите___________________________________________________________
2. С кем чаще общается Ваш ребенок в семье: с Вами, мамой, бабушкой, дедушкой, сестрой (братом), телевизором, игрушками (подчеркните)?
3. В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье? ____________________________________________________________________________
4. Сформулируйте, пожалуйста, воспитательные функции в семье, с которыми Вы справляетесь наилучшим образом______________________________________________________
5. Сколько времени Вы проводите со своим ребенком?
6. Чем занимаетесь с ним в свободное время?
____________________________________________________________________________
7. Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо?
8. Как часто Вы говорите своему ребенку:
«Сейчас я занят, потом...» - очень часто, иногда, редко, почти никогда (подчеркните).
9. Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?
__________________________________________________________________
10. На Ваш взгляд, получает ли в общении с отцом ребенок что-то такое, что не может быть восполнено общением с матерью?
Подчеркните выбранный ответ:
да;
нет;
мать и отец во всем могут замещать и дублировать друг друга;
не приходилось задумываться над этим вопросом;
дайте свой ответ_______________________________________________
11. Как часто говорите своему ребенку: «Я тебя люблю», фразы, подчеркивающие ваше единство и общность (подчеркните)?
часто;
иногда;
редко;
почти никогда.
12. Как часто Вы говорите ребенку о том, что вам нравится в нем (подчеркните)?
часто;
иногда;
редко;
почти никогда.
13.Ругаете ли своего ребенка при посторонних, друзьях?
14.Какие трудности в общении с детьми?____________________________
15.Доброта или строгость являются Вашими помощниками в воспитании?
___________________________________________________________________
16.Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком? Какие?
____________________________________________________________________
17.Вы любите проводить отпуск с детьми или без них? ______________________________________________________________